zp_hunter (zp_hunter) wrote,
zp_hunter
zp_hunter

Categories:

26-28 июля, Ржев, Осташков, Осуга

В четверг во втором часу дня телефонным звонком меня разбудил Дима Вольцов и предложил съездить во Ржев. План был до безобразия прост. Предстояло выехать в пятницу утром, весь день до вечера поснимать непосредственно в городе и окрестностях, а затем передислоцироваться в сторону Вязьмы на пригородном поезде. На следующий день планировалось снимать в районе моста через реку Осуга, на границе двух областей, и в воскресенье днём вернуться в Москву. Поколебавшись, я согласился и мы договорились в начале десятого утра встретиться на Трехгорке.

Накануне ночью погода отнюдь не шептала, а наоборот, усиленно орошала ливнем всё и вся. Поэтому возникли некоторые опасения насчёт мокрой травы, благо Дима заготовил и сапоги, и дождевик, и даже обычный зонт. В половине десятого мы выдвинулись димином Киа Сиде к Новорижскому шоссе через Барвиху и Жуковку. Стоит сказать, что на подходах к Москве М9 представляет из себя сплошной ремонт и нам крупно повезло, что поток машин в область был невелик. За разговорами миновали Волоколамск, Шаховскую, границу с Тверской областью. Постепенно прояснялось, а ближе к Зубцову выглянуло солнце. Во Ржеве мы были уже в первом часу дня и в первую очередь решили найти кафе. Поиски не увенчались успехом, но привели к вокзалу Ржев-Белорусский, возле которого Димон обратил внимание на указатель "Осташков". Вспомнив поездку 2003 года из Бетлицы в Осташков, я ляпнул, что до него 90 км (хотя это расстояние до Селижарова). Это вдохновило Диму на мысль рвануть к Селигеру, забив на паровозы. Навигатор насчитал чуть больше, 140 км пути, но разве это могло остановить? Оставалось только выяснить, почему перестал гореть ближний свет. Техосмотр на коленке ничего не дал, пришлось поискать автомагазин. В первом попавшемся цены совсем не обрадовали, поэтому ремонт был отложен до вечера и мы продолжили осмотр города. Красноармейская набережная, берег Волги:

Ржев, Красноармейская набережная

Позвонили Сане Тимошенкову и договорились встретиться на Ржеве-Балтийском. Действуя по заранее намеченному плану (вечер в Осуге, выехать в 16 часов), поставили машину на стоянке близ вокзала, пересели в санин Лансер и двинули в западную горловину снимать тапок, прибывший с пригородом из Волоколамска. Но прежде из Мелихово проехала табуретка (фотографировать не стали), а затем в кадр попал ТЭМ18ДМ-330 (манёвры с составом):

ТЭМ18ДМ-330, станция Ржев-Балтийский

Чуть погодя в горловине нарисовался ТЭП70-0362:

ТЭП70-0362, станция Ржев-Балтийский

Затарились пивом, покатались по окрестностям города, и приехали к автодрому возле ж/д моста через Волгу. Наконец перекусили, распробовали местное разливное, и Дима отправился на горки искать точки для съёмки моста. Саня же делился историями из жизни депо Ржев. Без четверти четыре со стороны Ржева-Белорусского прошёл сборный под 2ТЭ116-570:

2ТЭ116-570, перегон Ржев-Белорусский - Мелихово

Сразу после на ближайшем пригорке показался довольный Димон. Саня оставил нас и уехал по делам, а мы решили искупаться в Волге. Вода холодная, дно каменистое, течение сильное, поэтому водные процедуры закончились довольно быстро. Поскольку мы засиделись, и пригородный на Вязьму уже ушёл, пришлось на ходу корректировать планы. Как бы там ни было, стоило снять пригородный поезд Ржев - Торжок, и мы поднялись на мост:

Ржев, река Волга и окрестности Ржев, река Волга и окрестности

Мост через Волгу, перегон Мелихово - Ржев-Белорусский

Тапок сняли в кривой на спуске к реке. ТЭП70-0247 с поездом Ржев - Торжок:

ТЭП70-0247 с пригородным поездом Ржев - Торжок, перегон Ржев-Белорусский - Мелихово

Сняв пригород, мы направлись в сторону главного хода через магазин. Поснимали станцию Мелихово:

Станция Мелихово, вид в сторону Вязьмы Станция Мелихово, вид в сторону Торжка

Станция Мелихово

Приехал Саня, предложил подвезти поближе к развязке, но... что так идти, что эдак - одинаково; договорились в восемь снова встретиться на вокзале. Тем временем, на рижском ходу движуха не прекращалась:

Перегон Мелихово - Ржев-Балтийский (ус на Москву) Перегон Мелихово - Ржев-Балтийский (ус на Ригу)

В отличие от пустынного рокадного:

Станция Мелихово

На ГХ мы разделились. Дима пошёл в сторону Риги ко входным светофорам, а я кинул рюкзак на о. п. 239 км, сел на край платформы и задремал. Проснулся, наверное, от мерного шума, посмотрел на выходной - горит зелёным. Со Ржева на Луки шёл 2ТЭ116-648:

2ТЭ116-648, станция Ржев-Балтийский

А через 15 минут навстречу прошёл БТС 2ТЭ116-871:

2ТЭ116-871, станция Ржев-Балтийский

Подошёл Дима и мы отправились на вокзал. В этот момент из Вязьмы прибывала 3М62У-0077, к сожалению, на Ржев-2:

3М62У-0077, станция Ржев-Балтийский

Не успела машка втянуть поезд на станцию, как на Луки отправился ещё один состав, под 2ТЭ116-1199:

2ТЭ116-1199, станция Ржев-Балтийский

После этого на станции наступило затишье. Отдохнули и отогрелись на вокзале; на станцию выехал санин 2ТЭ116-570, который одной секцией никакой не 570, а 045:

2ТЭ116-570, станция Ржев-Балтийский 2ТЭ116-570, станция Ржев-Балтийский

На прощание Саня попросил долбануть их по Мелихово. К сожалению, мы чуть опоздали - подъехали к закрытому переезду и проводили тепловоз взглядом. По навигатору двинули в сторону Осуги к мосту. Надо сказать, навигатор упорно не желал вести по кратчайшему пути, а строил замысловатые маршруты через Зубцов и Сычёвку длиной под сотню километров. А кратчайший путь пролегал через сельское поселение Медведево; размах, как видите, на уровне области - и карта, и свой герб:



По пути я снова задремал и проснулся уже на Смоленщине. Нормальная дорога закончилась почти одновременно с Тверской областью и за мостом через Осугу превратилась в стиральную доску. Спустя полтора километра мучений мы свернули на щебенку, проехали по полю, спустились в лощину и остановились в лесополосе. Дорога пересекала ж/д линию под мостом (!), а в лесополосе даже имелось место для разворота. Но погода ухудшалась, периодически моросило, к тому же стремительно темнело. Разведка показала, что места для палатки отсутствуют. Вышли непосредственно к мосту и поняли, что снимать утром поезд Петербург - Смоленск совершенно бессмысленно, просто негде встать, нужен вертолёт. Пока мы унывали на мосту, в уже полутьме мимо проехала АЧ2 Вязьма - Ржев, непонятно для кого остановилась на ост. п. 168 км, жалобно свистнула и отправилась дальше. С учётом всех аспектов было решено заменить свет, поужинать да и валить отсюда.

На горелке сварили гречку, закусили огурцами-помидорами с колбаской и подкрепились кофе. Варианты "Что делать и куда ехать" плодились в немыслимых количествах; я предложил добраться до Сычевки и снимать с утра на мосту через Лосьмину, а Дима склонялся к Селигеру, главному ходу, линии Смоленск - Раненбург и даже к Алексину.

В половине двенадцатого мы встали на выезде на "главную дорогу" (Сычёвка - Вараксино) и сверились с навигатором - до Сычёвки 26 км раздолбанного асфальта (т.е. часа полтора езды), до Осташкова 160 км приличного (опять же, по моей памяти). На него и пал выбор. Пока ехали, вернее, перекатывались с одной ямы в другую, успели разогнать несколько сов - никогда их не видел на дорогах, да ещё и сразу несколько; обычно попадались ежи и зайцы. В первом часу проскочили Ржев и началась тягомотина до Селижарово. Дорога же за 10 лет слегка испохабилась. Где-то на полпути я заснул, проснулся за Селижарово, а на часах уже было без четверти два. Наконец, не доезжая десяти километров до Осташкова, между Осцами и Рогожой, Дима сказал "хватит" и мы свернули в ближайший сосновый лес, где в темпе разложили палатку и улеглись спать. Проснулись в девять утра, было довольно свежо:

Осташковский район, сосновый бор близ д. Осцы

Собрали все вещи, погрузились в машину и двинули на вокзал за расписанием. На станции скучал ТЭМ2-6408:

ТЭМ2-6408, станция Осташков

А возле пакгауза стояли ТЭП70-0084 и ТЭП70-0365, прибывшие с поездами из Москвы и Петербурга:

ТЭП70-0084, станция Осташков ТЭП70-0365, станция Осташков

Побродили ещё немного:

Станция Осташков, пакгауз Станция Осташков

Станция Осташков

Исследовали руины депо (ТЧ-34 ОКТ) и поехали обратно за город. Дима хотел снять пригородный из Бологого на мосту через Селигер, а я категорически настаивал на кривой близ автомобильного путепровода. То место я заприметил ещё в свой прошлый визит в Осташков. Так и порешили. К проследованию поезда небо расчистилось и выглянуло солнце. Из леса неспеша выехал ТЭП70-0121 с двумя сидячками и вагоном для спецконтингента:

ТЭП70-0121 с пригородным поездом Бологое - Великие Луки, перегон Фирово - Осташков

Поезд можно было снять и с другой стороны Осташкова, чему способствовала стоянка в 45 минут, однако мы засиделись в кафе, и опоздали. Осталось выполнить следующий пункт программы - наконец-таки отдохнуть на берегу Селигера. Отъехали километров на 15, но подход был атакован рыбаками:

Селигер

Пришлось ехать за 50 км аж в Свапуще, знакомое для Димы место отдыха. С трудом удалось найти свободный от туристов пятачок с подходом к воде. Бонусами были столик с лавками и устланный сухим камышом берег:

Свапуще, Берёзовский плёс озера Селигер

Искупавшись и подкрепившись, в половине четвертого мы двинули обратно. Деревня Свапуще:

Свапуще, Берёзовский плёс озера Селигер Свапуще

Берёзовский плёс озера Селигер близ заброшенной пристани:

Пристань в с. Свапуще Свапуще, Берёзовский плёс озера Селигер, близ пристани

Была мысль проехать ещё 20 км до истока Волги, но тогда мы бы опоздали в Осугу. Дорога Свапуще - Осташков:

Автодорога Свапуще - Осташков

Осташков, переулок Спорта:

Осташков, переулок Спорта

"Рыба", "черви", бойкая придорожная торговля вокруг Селигера:

Осташковский район, село Рогожа, Спасо-Преображенская церковь

Вот и Селижарово:

Селижарово, предупредительный светофор ст. Селижарово

Когда-то бабушка говорила, что до Ржева самый скучный участок пути, на 90 км дорога не встречается ни одного населённого пункта непосредственно на дороге. Зато пейзажи какие!

Шоссе Осташков - Ржев Шоссе Осташков - Ржев

Шоссе Осташков - Ржев

Этот участок мы преодолели за час, а уже в седьмом часу остановились возле палатки на окраине Осуги.

- К речке по этой дороге можно проехать?
- Проехать? Можно! - убедительно ответили синяки.

С этим мы отоварились в лабазе и вышли на финишную прямую, аккурат по навигатору. Дорога вела к песчаному карьеру, деревням Федяйково и Мясищево. Остановились неподалёку от въезда на карьер на околице Федяйкова. Местная жительница подтвердила, что до реки рукой подать, и махнула в противоположную от железной дороги сторону. Мы не стали уточнять, какой участок реки нам нужен и оставшиеся 500 метров решили преодолеть пешком. Пока собирали вещи с прицелом на ночлег в районе моста, за деревьями прогромыхал грузовой... Обидно, значит стоило глянуть выходные светофоры в Осуге. С полными рюкзаками мы потопали по укатанной траве; колея привела непосредственно к заброшенной казарме на 168 км и воинскому захоронению. В ноябре 1942 года в этом районе велись ожесточённые бои, а уже после освобождения, в марте 1943 года, во время разминирования моста взорвался один из скрытых фугасов, что привело к десяткам жертв.

В оставшееся время стоило с местом съемки, точнее - с деревом, на которое стоит залезть, потому как фотография а-ля "мост над травой метровой высоты" никого не устраивала:

Мост через р. Осуга близ о. п. 168 км, перегон Сычёвка - Осуга, линия Вязьма - Ржев

Заходя на насыпь, Дима едва не наступил на двух гадюк, которые грелись на щебёнке. После этого настроение слегка испортилось. Побродив по путям, вернулись обратно.

Дима форсировал дубок в поле, а я полез на одну из "мемориальных" берёз. Вид, конечно же, открывался замечательный, но в кадр лезли ветки. А пока я упражнялся в обезъянничестве, Дима исследовал ближайшее к мосту деревце. Выяснилось, что ветки с трудом, но выдержывают человека. Оставшееся время прошло в следующей последовательности: 1) Залезание на дерево; 2) Выбор веток, которые нужно обломать; 3) Спуск на землю; 4) Заготовка дров путём обламывании сухих веток. Этот цикл повторился трижды, поэтому дров хватило бы на хороший сабантуй по случаю дня Железнодорожника. Наконец, всё было уломано и прибито к земле, позиция была занята. Оставалось только стоять в раскоряку на полуживых ветках и ждать. Солнце предательски скрывалось в дымке, но в самый ответственный момент над нами сжалилось. В 20:28 со Смоленщины вылетел ТЭП70-0123 с поездом Смоленск - Петербург, получилось вот что:

ТЭП70-0125 с поездом № 88 Смоленск - СПб, мост через р. Осуга близ о. п. 168 км, перегон Сычёвка - Осуга, линия Вязьма - Ржев

Ещё совсем недавно с этим поездом ездили смоленские 2М62У... Но пришёл черёд фотографий статики:

Ост. п. 168 км, перегон Сычёвка - Осуга, линия Вязьма - Ржев Мост через р. Осуга близ о. п. 168 км, перегон Сычёвка - Осуга, линия Вязьма - Ржев

На соседнем берегу, повторюсь, Смоленская область. Граница проходит по реке:

Река Осуга близ ост. п. 168 км на границе Смоленской и Тверской областей Река Осуга близ ост. п. 168 км на границе Смоленской и Тверской областей

То самое дерево, на котором я сидел, справа, а сухостой слева. Дрова лежат там же, пользуйтесь!

Хорошее дерево для съёмки близ ост. п. 168 км Мост через р. Осуга близ о. п. 168 км, перегон Сычёвка - Осуга, линия Вязьма - Ржев

Река Осуга близ ост. п. 168 км на границе Смоленской и Тверской областей Ост. п. 168 км, перегон Сычёвка - Осуга, линия Вязьма - Брянск

Дима резюмировал, что в округе нет ни подхода к реке, ни места для палатки (кроме пятачка у воинского захоронения и плит на платформе). Поэтому было решено вернуться к машине и кинуть кости на берегу Осуги, куда нас и направляли аборигены. На обратном пути Дима смотрел только вперёд, а я под ноги, и высмотрел ещё одну красавицу:

Гадюка на ост. п. 168 км

Как же не пошалить? Бросили в хвост камешком - ответом было пш-ш-ш-ш-ш. Короче говоря, добро пожаловать на 168 км! ;-)

Что удивительно, за десятки, нет, сотни километров хождения по лесам в поисках грибов и ягод доселе я не повстречался ни с одной змеёй. А тут...

Как и на Селигере, место на берегу было заботливо расчищено, имелись удобный подъезд, стоянка, кострище и даже кто-то дров оставил. Кроме того, карьер на ночь прекратил работу, и в округе воцарилась тишина, нарушаемая сверчками и какой-то птицей. Искупались мы и в Осуге, а компанию нам составил не то бобёр, не то ондатра. Надо сказать, что река понравилась больше всех остальных - илистое дно, слабое течение, не слишком холодная вода.

Берег р. Осуга, деревня Федяйково

Стемнело, а на севере были видны отголоски белых ночей. Где-то за облаками пряталась луна. Посиделки у костра завершились далеко заполночь, а подъём был назначен на 8 утра. В 5:30 прошла АЧ2 на Вязьму, а в 6:30 ещё один грузовой. Да, упускать по парочке поездов на рокадах становится традицией! Позавтракав и собрав вещи, мы выдвинулись обратно:

Место ночёвки на берегу Осуги

По пути заглянули в Осугу:

Станция Осуга, вид в сторону Ржева Станция Осуга, вид в сторону Вязьмы

А затем в деревню Папино, что близ рзд. Рождествено. По словам местного жителя, нормальной дороги к разъезду не существовало, поэтому до прожекторных светофоров мы дошли пешком, треская по пути железнодорожную малину. В 10:35 на разъезде показалась АЧ2-064, знакомая по поездке в Угру, которая при отключенной автоблокировке неспеша ехала во Ржев:

АЧ2-064, разъезд Рождествено, линия Вязьма - Ржев АЧ2-064, разъезд Рождествено, линия Вязьма - Ржев

Разъезд Рождествено, линия Вязьма - Ржев

Поездка подходила к концу. В четверть двенадцатого мы вышли на "Балтию", но проезжая над железной дорогой покрутили головами в обе стороны:
- На Мелихово что-то красное стоит...
- И АБ в сторону Вязьмы включена...

Раз уж тут - стоит рискнуть. Дима развернулся, высадил меня на мосту, а сам поехал ставить машину.
Что-то красное двигалось к Вязьме, и им оказалась позавчерашняя 3М62У-0077:

3М62У-0077, перегон Ржев-Балтийский - Рождествено

Пожалуй и всё! До свиданья, Ржев:

Въезд во Ржев со стороны М9

А потом были стояние в Зубцове на реверсивке (ремонт моста через Вазузу) и ещё на парочке таких же мостов, полупустая "Балтия":

М9

Уход на рокаду Р-90 в Шаховской, блуждание по Можайску:

Можайск, Бородинская область

И выход на М1. В четыре часа дня Дима подвёз меня к станции Одинцово. Вот такая получилась поездка!
Tags: АЧ2, Смоленская область, Тверская область, поездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments